Неудобная правда про соблюдение гигиены в СССР

Содержание

В ссср все было самое лучшее! на самом деле нет главные мифы о «золотом веке» — позднем советском союзе — meduza

Неудобная правда про соблюдение гигиены в СССР

Agencja Fotograficzna Caro / Alamy / Vida Press

25 лет назад, в декабре 1991 года, государство Советский Союз перестало существовать. К тому моменту страна находилась в глубоком экономическом кризисе, в продаже отсутствовал нормальный выбор продуктов и других необходимых товаров — многие устали от советской действительности, и когда ГКЧП попытался ее защитить, на улицы вышли сотни тысяч людей.

Сейчас Советский Союз принято идеализировать: не только пожилые, но и молодые люди с ностальгией говорят о замечательном государстве, к которому все относились со страхом и уважением, где были лучшие в мире медицина и образование, где все жили в достатке и каждый был уверен в завтрашнем дне. Для тех, кто тоскует по советскому прошлому, есть две новости — хорошая и плохая.

С одной стороны, идеализированные представления об СССР слабо соотносятся с фактами. С другой, в современной России осталось так много советского — во всех сферах, от законодательства и правоприменения до языка и анекдотов, — что иногда возникает ощущение, что Союз все еще вокруг нас.

По случаю 25-летия распада СССР «Медуза» опровергает мифы о «золотом веке» СССР, который пришелся на 1970–80-е годы, и отмечает, как много советского осталось в современной России. 

Типичная цитата:

Друзья! Советская система образования была и остается самой лучшей в мире!!! Вернуть ее — это должна быть задача для нынешних властей, так как это благо для народа и для следующих поколений наших детей!!!

Москва. Лекция в МГУ. 1 сентября 1945 года

Эммануил Евзерихин / ТАСС

На самом деле нет

Объективных критериев для того, чтобы сравнивать, в какой стране лучше учили, довольно мало. В советском образовании были свои хорошие стороны: в некоторых дисциплинах — особенно математике и физике — выпускники советских вузов традиционно высоко котировались в мире.

Об этом можно судить хотя бы по тому, что после перестройки российские ученые оказались очень востребованы за рубежом.

Это не означает, что они были лучшими: скажем, экономист Сергей Гуриев вспоминает, что, когда он в 1990-е годы уехал в Массачусетский технологический институт, там было много талантливых людей из самых разных стран. 

И все-таки в советском образовании были такие недостатки, что многие из тех, кто учился при СССР, с трудом могут слушать восторженные возгласы о «лучшей в мире системе».

Часто ученые считают, что успехи советской науки достигались не благодаря системе образования, а вопреки ей: чтобы чего-то добиться, людям приходилось преодолевать огромное количество сложностей и преград совершенно не академического свойства.

При приеме в вузы действовали ограничения не только по классовому, но и по национальному признаку: скажем, двадцатилетие примерно с 1960 по 1980 год было периодом антисемитизма в математике — евреям крайне трудно было попасть на мехмат. Негласные ограничения действовали и на прием в другие вузы — например, в престижные МГИМО и МВТУ им. Баумана. 

Идеология была одним из главных негативных факторов, она влияла на все сферы образования — на содержание учебных программ, на прививаемые в школе ценности, на критерии отбора и т. д. 

Примеры можно перечислять долго. Много сил и времени студентов уходило на изучение предметов вроде истории КПСС, к которой практически никто не относился всерьез — но которая тем не менее мешала многим талантливым студентам продолжать учебу.

Неблагонадежных преподавателей, студентов и детей диссидентов отчисляли из вузов по политическим соображениям. Советская высшая школа находилась практически в полной изоляции от мира. Иностранные языки преподавались слабо — если не считать специализированные вузы и элитные школы для детей номенклатуры.

Естественнонаучным предметам отдавалось явное предпочтение, потому что это соответствовало государственным интересам.

В школе и вузах не изучали творчество выдающихся поэтов, писателей и художников, которые тогда не соответствовали советским представлениям о прекрасном и идеологически правильном (например, идеологически неправильными оказались поэты Серебряного века: Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам, Гумилев). 

Историю преподавали исключительно в одобряемом государством ключе: трактовка событий не могла расходиться с идеологическими установками, а многие эпизоды замалчивались — например, по понятным причинам, вся история советских репрессий. Иногда такое влияние испытывали и точные науки: печально известная «лысенковщина» из советских учебников по биологии исчезла только к 1960-м годам.

В СССР была лучшая в мире медицина. И бесплатная!

Типичная цитата:

Я лежал в больнице на Сахалине, в Пятигорске, Свердловске и в Усть-Илимске, и меня без всякого блата вылечили и поставили на ноги. Так что то, что врет автор, это вранье либеральное. 90-х годов. СОВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА в самом деле была ЛУЧШЕЙ В МИРЕ. Только за нее родимую гайдаровская сволочь заслужила утопление в сортире.

Ленинград. Родильный дом № 6 имени профессора В. Ф. Снегирева. Медицинские сестры несут новорожденных на кормление, 4 мая 1973 года

Юрий Белинский / ТАСС

На самом деле нет

Независимые исследования подробно описывают печальное положение, в котором находились медицина и здравоохранение к концу существования СССР.

Прием в медицинские вузы и дальнейшее образование зависели не только от знаний: врачебная карьера часто обеспечивалась связями с нужными людьми. Советская медицина сильно отставала от западных стран.

Современные технологии и методы лечения были доступны только избранным, большинство врачей ими просто не владели.

Еще в конце 1980-х в поликлиниках и больницах использовались стеклянные шприцы, многоразовые иглы, катетеры и системы для внутривенных инфузий. Фармацевтика была развита слабо, так что значительную часть лекарств приходилось покупать за рубежом.

Простые лекарства и средства стоили очень дешево, но чуть менее распространенные приходилось «доставать» — иногда в других городах.

В отрыве от мировой науки в СССР распространились сомнительные методы лечения (например, «санаторно-курортное»), именно тогда появились несуществующие диагнозы вроде «вегето-сосудистой дистонии», которые ставят и сейчас.

Власти гордились тем, что в Советском Союзе врачей больше, чем в других странах, но количество не переходило в качество.

Больницы были переполнены, люди часто лежали в коридоре — не в последнюю очередь из-за того, что многих госпитализировали по показаниям, которые в действительности не требовали стационарного лечения.

Люди лежали в больнице долго; неделями и месяцами ждали очереди на процедуры и операции. 

Быт советских больниц многие вспоминают с неподдельным ужасом. Особенно это касается родов: «Моя мать рожала сестру в 1975-м, в Москве. Ее рассказ не забуду никогда.

Для начала раздели догола и побрили ржавой бритвой, простыней на кроватях не было, клеенки, еды не давали сутки, и она умолила няньку принести ей сахар из абортария, боялась, что не хватит сил, рожала 12 часов, врач подошел два раза, врачи и няньки там подбираются специальные, как надсмотрщицы в концлагере, садистки просто. „Страшнее ничего в жизни не помню, как собака в средние века“ — ее чувство» (воспоминание из подборки в «Живом журнале»).

Отдельного внимания заслуживает хамство советских врачей и медицинского персонала в районных поликлиниках и больницах.

В одной из работ 1987 года, основанной на многочисленных интервью с докторами и студентами-медиками, делается вывод, что врачи были очень не мотивированы и не испытывали удовлетворения от работы.

Как правило, они получали мало денег — и оплата не зависела от количества вылеченных людей. Большинство врачей почти не стремились углубить свои знания, слабо интересовались публикациями в медицинских журналах.

Функция поликлиник в основном сводилась к тому, чтобы оценивать, выдавать человеку больничный или нет. Пациенты не особенно доверяли врачам — возможно, из-за этого в конце 1980-х в атеистическом государстве оказалась так популярна «альтернативная медицина» вроде гомеопатии и целительства.

Говоря о «лучшей в мире советской медицине», нельзя не упомянуть устойчивую практику так называемой карательной психиатрии, которую широко использовали против диссидентов в 1960–80-е годы — например, против участников демонстрации против ввода советских войск в Чехословакию в 1968-м. 

В СССР все жили в достатке

Типичная цитата: 

Вот в Советском Союзе были пенсии! И зарплаты на все хватало. И жилье у всех было. Не то что сейчас!

Грузинская ССР. Фотография ТАСС рассказывает о широком ассортименте в продовольственном магазине в Мухрани, который круглый год доступен покупателям. 10 августа 1988 года

Иосиф Давиташвили, Эдуард Расоев / ТАСС

На самом деле нет

Легче всего опровергнуть тезис про жилье: заниматься жилищной проблемой в СССР стали гораздо позже, чем следовало, — спустя десятилетия после войны.

Даже самым оголтелым сторонникам Советского Союза кажется неприемлемой практика коммуналок, а ведь в них значительная часть городского населения жила даже и в 1990-х годах.

Хрущевки и правда помогли исправить ситуацию — и хотя жилье действительно «предоставлялось», дальнейшие операции с ним были либо полулегальны, либо совсем нелегальны. «Советский человек был обеспечен жильем на четверть от американского», — указано в книге Максима Трудолюбова «Люди за забором».

С остальным немного сложнее — прежде всего из-за того, что люди забыли или не знают, как было устроено снабжение в СССР.

Да, на зарплаты и пенсии в 1985 году можно было купить приблизительно то же количество молока, хлеба и водки, сколько в 2016-м (чего-то меньше, чего-то больше, но в среднем столько же), но главная проблема была в другом — помимо молока, хлеба и водки, купить было больше нечего.

Жилье и земельные участки распределялись на работе, на автомобили (и гаражи) приходилось записываться в многолетние очереди, импортные товары доставались по «серым» схемам, а выбор в магазине был в буквальном смысле северокорейский. 

Как пишет Егор Гайдар в «Гибели империи», эта проблема осознавалась на самом высшем уровне, но неудовлетворенный спрос резко рос — в 1970 году он составлял 17,5 миллиарда рублей (4,6% ВВП), в 1985-м — 60,9 миллиарда рублей (7,8% ВВП).

Если переводить это с экономического языка: номинальное благосостояние вступило в сильное противоречие с реальным — деньги были, но на них нечего было купить.

Многие помнят, что во время перестройки у них пропали в Сбербанке сбережения «на две „Волги“», но забыли, что этих «Волг» надо было ждать годами. 

В СССР была стабильность

Типичная цитата: 

Советский Союз многим был плох, но главное — была уверенность в завтрашнем дне.

Ростовская область, Таганрог. Комбайны «Колос» в цехе Таганрогского комбайнового завода, 25 апреля 1972 года

Василий Турбин / ТАСС

На самом деле нет

Действительно, когда действует государственный контроль над ценами, а зарплату всем гражданам платят по фиксированной шкале, возникает ощущение, что система устойчива и не будет меняться десятилетиями. Одни называли это стабильностью, другие — застоем.

Ощущение того, что «Советский Союз — это навсегда», было как у тех, кто поддерживал советскую систему, так и у тех, кто пытался ее сломать. При таком единодушии удивительно, как быстро (и относительно мирно) распался СССР и рухнул железный занавес.

Об этом убедительно пишет в книге «Это было навсегда, пока не кончилось» Алексей Юрчак: «Большинство советских людей до начала перестройки не просто не ожидало обвала советской системы, но и не могло его себе представить.

Но уже к концу перестройки — то есть за довольно короткий срок — кризис системы стал восприниматься многими людьми как нечто закономерное и даже неизбежное».

Более того, к «кризису системы» привела та самая «стабильность», нежелание что-либо менять, главным образом в экономике. Например, на протяжении 1960–80-х годов СССР последовательно увеличивал свою зависимость от импортного продовольствия, покупая его за золото, вкладывал средства в неэффективные огромные стройки.

В 1969-м СССР получил от экспорта зерна 443 миллиона долларов, в 1972-м впервые импорт превысил экспорт, а в 1989-м баланс был минусовым на пять миллиардов долларов. По всей сельскохозяйственной продукции минус был еще существеннее — 21,7 миллиарда долларов.

Отсутствие рыночных механизмов, купирование проблем, а не их решение привели к тому, что дисбалансы в экономике росли и в итоге закончились крахом конца 1980-х — начала 1990-х годов.

Иными словами, стабильность действительно была, но далась она крайне дорогой ценой и обернулась гиперинфляцией, исчерпанием запасов, обнищанием населения и унизительными программами «гуманитарной помощи».

Уверенность в завтрашнем дне превратилась в неизбежный хаос.

Этот хаос легко списать на рыночные реформы, но на самом деле именно годы «стабильности» и привели к распаду СССР, а реформы были (далеко не идеальным) способом преодолеть кризис в экономике. 

Зато все нас боялись!

Типичная цитата:

ДАЕШЬ СССР!!!!!

плевать как нас называют америкосы

главное чтоб боялись

На самом деле да

Действительно, в эпоху холодной войны в США и в целом на Западе всерьез опасались открытого военного конфликта с Советским Союзом. В том числе ядерного. С 1950-х годов в Америке началась мощная кампания по обучению граждан гражданской обороне.

В течение всего послевоенного периода возникали ситуации, когда страны могли перейти к прямому вооруженному столкновению, — например, в 1962 году во время Карибского кризиса или в 1983-м, когда техническая ошибка едва не привела к обмену ядерными ударами. 

Американский обучающий фильм 1951 года «Duck and cover» (пригнись и укройся)

Nuclear Vault

С тревогой за рубежом относились и к советской традиции силой удерживать контроль в странах «зоны влияния» — Чехословакии, Венгрии и других. 

Подавляющее большинство людей в СССР жили бедно, плохо питались, не могли нормально лечиться, их не пускали за рубеж, они никак не влияли на принимаемые властью решения, но да: государства, в котором они жили, и правда боялись за рубежом. Не очень ясно, есть ли здесь повод для радости или гордости. 

Все материалы «Медузы», посвященные 25-летию распада СССР, читайте здесь. 

Источник: https://meduza.io/feature/2016/12/09/v-sssr-vse-bylo-samoe-luchshee-na-samom-dele-net

Интересные факты из истории средств гигиены

Неудобная правда про соблюдение гигиены в СССР

Как обходились наши предки без всего того, чем сегодня пользуемся мы: мыла, зубной пасты и туалетной бумаги?
Герард Терборх. Дама, моющая руки. Вторая треть 17 века. Фрагмент.
О том, кому мы обязаны изобретением мыла, учёные спорят до сих пор. Одна из самых распространённых версий приписывает честь открытия древним римлянам.

По легенде, само слово «мыло» (на английском языке – «soap») образовалось от названия горы Сапо, где животных приносили в жертву богам. Смесь из растопленного жира и древесной золы жертвенного костра смывало дождём в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, которые стирали там бельё, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче.

Постепенно «дар богов» стали использовать не только для стирки одежды, но и для мытья тела. Однако со временем мыло было надёжно забыто. В средневековой Европе мытьё было не в почёте. Считалось, что чрезмерная любовь к гигиене – причина сифилиса и других болезней.

Первые европейские мыловарни появились лишь в XIII веке, мыло в ту пору изготавливали из смеси жира животных, водорослей, масел и золы. Этот рецепт европейцы подсмотрели у арабов во времена Крестовых походов. Сарацины научились делать твёрдое мыло ещё в VIII веке.

Однако вплоть до конца XVII века европейцы мыли с мылом только руки и лицо, а тела так и оставались грязными, причём нередко до конца жизни. Королева Испании Изабелла Кастильская признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. Французский король Людовик XIV тоже мылся лишь дважды, и то по настоянию врачей.

Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Что касается наших предков‑славян, то первоначально для мытья они пользовались щёлоком – древесной золой, запаренной в кипятке. И, даже когда на Руси появились первые мыловарни, поклонников мыла было немного.

В основном мылом пользовались промышленники – они натирали им различные ткани (например, парусину) для крепости. Мылись же по старинке – щёлоком, корнем мыльнянки, отварами трав. Впрочем, мыться с мылом в Средние века было не слишком приятно. Оно раздражало кожу и имело весьма неприятный запах. Ароматизированное мыло с запахом лаванды и розы появилось в XV веке во Франции.

Зубная щётка

Первая зубная щётка, похожая на современную, появилась в Китае в XV веке. Щётки в ту пору делали из щетины, которую выдирали из загривков свиней, выращенных на севере Китая, – в холодном климате щетина у свиней вырастает длиннее и жёстче, чем на юге.

Торговцы завезли эти щётки в Европу, но щетина показалась европейцам слишком жёсткой. Те, кто к этому времени уже чистил зубы (а таких в Европе было немного), предпочитали более мягкие щётки из конского волоса. Временами, правда, входили в моду другие материалы, например волосы барсука.

Что касается зубной пасты, то в древние времена вместо неё использовали золу, яичную скорлупу, белое вино и даже кровь. Зубной порошок, а затем и зубная паста, наиболее приближенные к современным, впервые появились в конце XVIII века в Великобритании.

Но, несмотря на то, что порошки составлялись врачами, они часто содержали чрезмерно жёсткие абразивные вещества, которые могли нанести вред зубам: кирпичную пыль, размельчённый фарфор и глиняные осколки, а также в их состав входили мыло и мел.

Впрочем, даже после того как зубные пасты стали менее агрессивными, их использовали лишь от случая к случаю, а не ежедневно. Приучить человечество заботиться о гигиене полости рта удалось лишь в начале XX века благодаря рекламе. Американец Клод Хопкинс пытался вызвать интерес покупателей к одной из зубных паст.

Именно он додумался обратить внимание потребителей не на здоровье зубов, а на красоту улыбки. С ярких плакатов американцам улыбались белозубые красотки, которые достигли совершенства лишь благодаря использованию зубной пасты. Рекламная кампания сработала – чистить зубы стало модно.

Зубная щётка из конского волоса, которой пользовался Наполеон Бонапарт.

Туалетная бумага

Когда-то вместо туалетной бумаги использовали траву, мох, морские губки и даже кукурузные початки. Впрочем, так было не везде. В Китае туалетную бумагу начали делать ещё в VI веке. Листы такой бумаги имели внушительный размер – 60 на 90 см. На Западе туалетная бумага появилась благодаря нью-йоркскому бизнесмену Джону Гайетти.

В 1857 году он начал продавать гигиенические бумажные салфетки, пропитанные соком алоэ. Гайетти настолько гордился своим изобретением, что ставил своё имя на каждом листе. Впрочем, предполагалось, что обеспечение гигиены – не главное предназначение салфеток. Первоначально они были разработаны для лечения геморроя.

До появления салфеток Гайетти в Европе и Америке вместо туалетной бумаги использовались газеты. Причём один из американских издателей оказался настолько предприимчив, что догадался проделать в своём журнале дырку, чтобы печатное издание было удобно вешать в туалете.

Рулонная туалетная бумага была изобретена в 1890 году в США, называлось это гигиеническое средство «бумажные бигуди», а перфорациями бумага обзавелась лишь в 1928 году. В СССР первая фабрика по производству туалетной бумаги была запущена в 1969 году, однако продукция не пользовалась спросом – простые обыватели не понимали, зачем нужны странные рулоны.

Впрочем, партия позаботилась о гражданах. Была проведена рекламная кампания (ролики о туалетной бумаге показывали перед сеансами в кинотеатрах), и изделие быстро превратилось в дефицит.

Сейчас существует множество разновидностей туалетной бумаги – она бывает разных цветов, с рисунками, с различными ароматами и даже светящаяся.

Впрочем, даже в современном мире туалетной бумагой пользуется лишь каждый третий житель планеты – во многих мусульманских странах, а также в Индии и некоторых других районах Азии вместо бумаги используют воду.

Источник: http://budtezdorovy.net/2017/10/interesnye-fakty-iz-istorii-sredstv-gigieny.html

Как относились к гигиене в СССР: причины и идеология

Неудобная правда про соблюдение гигиены в СССР

Можно сколько угодно говорить о том, было хорошо или плохо в СССР, но стоит все же рассматривать то время в разрезе общества, социальной культуры и идейности – ее в Советском Союзе было предостаточно.

Но сегодня поговорим о гигиене, которая в сравнении с развитыми капиталистическими странами в СССР была в упадке. Чего стоит отсутствие горячей воды и ванной комнаты как таковой во многих домах.

Ванна была настоящей роскошью, ведь даже в фильмах и книгах того времени наблюдаем выражения: «ему дали отдельную квартиру с ванной»! Это было шикарно.

Ходили в баню, конечно, не только 31 декабря, но мытье раз в неделю считалось нормой. В общежитиях, например, замки на душевых снимались только по воскресеньям или по пятницам, но не чаще. Вот и мойтесь в тазиках, если хотите добиться чистоты.

Однако людей такое положение дел не смущало, цели и идеи были другими. Тем печальнее наблюдать сегодня адептов «совковой» гигиены, которые берут за правило мыться раз в неделю и гордо расточают «ароматы» грязных носков.

А что еще было интересного в СССР, как развивалась культура гигиены – попробуем разобраться.

Немытые подмышки – это нормально

Почему люди мылись редко? Потому что не имели возможности. После войны в бараках ванных комнат не подразумевалось, а именно в таких домах барачного типа и проживало большинство граждан. Роскошь мытья была доступна только жильцам коммуналок или собственных квартир. А что такое коммуналка? Это порядка 5-10 семей на один туалет и одну ванную комнату!

Персональное жилье в послевоенный период доставалось очень немногим, в основном – элите руководящего состава и людям, имевшим значительные заслуги перед Родиной.

Конечно, банно-прачечный комбинат работал и развивался, но вот ходить в баню каждый день – удовольствие, требующее времени. Обходились заводскими душевыми, обтираниями и купанием в домашнем тазике.

В деревнях не лучше – тут вообще не было централизованного водоснабжения, а бежать на колонку за водой, чтобы помыться было «не принято».

Чуть позднее появились «хрущевки», но полноценных ванных комнат квартиры также не предусматривали. Иногда в отдельном жилье из удобств оставалось только паровое отопление. Дома снаружи выглядели прилично, а туалеты оставались на улице, мыться – только в баню.

В результате уровень гигиены находился на удручающе низком уровне, но это никого не смущало – так жили все.

Гигиена в советском искусстве

Проблема с мытьем тела вообще никогда не была проблемой – ее не замечали. Это сегодня в кинофильмах то и дело показывают ванны с пеной, лепестками роз. А тогда киноленты демонстрировали достижения советского народа, до гигиенических процедур никому не было дела.

Конечно, мыть руки перед едой считалось нормой, и такая пропаганда чистоты велась в любом заведении общепита. А вот о подведении к каждому дому горячей воды, обеспечении граждан нормальными условиями жизни руководство страны не задумывалось – были дела и поважнее.

Но вот странное дело, просматривая фильмы советского времени, мы видим, что трактористы после трудового дня сверкают белыми зубами, накрахмаленными рубашками ярчайшей белизны и идеальной прической чисто вымытых волос.

И, в общем-то, ни у кого не возникает вопроса – где он мылся? Допустим, в жарких регионах можно помыться в речке, но в страду на полях какие речки, особенно если это целина в Казахстане или хлопковые поля в Узбекистане – там с водой напряженка.

Что уж говорить про районы Крайнего Севера, где холод стоит жуткий, но все ложатся в постель («Карьера Димы Горина») чистенькими, как только что из душа.

В фильмах про сложные условия в тайге дамы после работы щеголяют чистенькими майками, как только что из магазина – где они их постирали? Планета Плюк («Кин-Дза-Дза») не вызывает вопросов, почему герои грязные – там нет воды от слова вообще, потому и не моются. Вот так и жили, как обитатели планеты Плюк – нет воды, и не моемся.

И, кстати, пережиток тех времен сохранился по сегодняшний день – отключения горячего водоснабжения летом явный архаизм, но не вызывающий у наших людей никакого возмущения, потому что привыкли!

Гагарин, космос и туалетная бумага

Достижения и подвиг советского народа неоспоримы. Но вот с гигиеническими средствами была беда. Наладить выпуск обычной туалетной бумаги правительство не считало нужным, как и простейших средств для женской гигиены. Тема считалась «стыдной», думать нужно было не о том, как избавить людей от дискомфорта, а о идеях коммунизма.

Правда жизни такова, что проблемы решались подручными средствами виде кусков полотна, полиэтиленовых пленок и прочего, о чем помнят наши мамы, бабушки. До 1968 года в стране не было туалетной бумаги, а ведь в 1961 Ю.

Гагарин полетел в космос! И только через 7 лет граждане СССР узнали, что в мире есть туалетная бумага, а газеты вредны для данных целей использования, в них, оказывается, есть свинец, цинк и прочий набор таблицы Менделеева.

Однако появившись, бумага стала страшным дефицитом, достать предметы для личной гигиены, снова не представлялось возможным. Что касается чистки зубов, то тут использовались порошки. Правда, качество было высоким, потому и остается зубной порошок востребованным до сих пор.

Чего не скажешь о качестве стоматологических услуг – это была настоящая пытка. Пойти к стоматологу решались немногие, что вместе с плохим питанием, экологией только усугубляло проблемы граждан.

Если смотреть на фотографии, то заметно – люди в 40 лет утрачивали большинство своих зубов, щеголяя металлическими коронками или дырками в зубном ряду.

Гигиенические диссиденты

Этих личностей мы повсеместно встречаем сегодня. Люди придерживаются стандартов гигиены СССР, стараются мыться как можно реже, стирать одежду раз в год и вообще, считают, что «естественная грязь полезна для тела».

Полная ерунда, тем более что на полках магазинов полно средств для нежного и бережного ухода – стоят копейки, да и с горячей водой, ваннами сегодня проблемы нет. Но для «гигиенических диссидентов» это не причина мыться чаще.

Плохо не помнить свою историю, но еще хуже придерживаться ее в самых извращенных принципах. Сюда относится чистка зубов содой, толченым углем или не чистка их вообще, мытье раз в неделю, полное пренебрежение к антиперспирантам, прочим средствам для ухода за собой.

И не надо говорить, что «деды так жили, и мы проживем». Тем самым «дедам» не давали возможности жить лучше, бедность и отсутствие альтернативы вынуждали людей пользоваться подручными «народными» средствами.

А вот почему сегодня люди остаются немытыми – это большая загадка.

Источник: https://build-experts.ru/pravda-pro-gigienu-v-sssr/

Правдивая информация о соблюдении личной гигиены в СССР

Неудобная правда про соблюдение гигиены в СССР

В сравнении с развитыми странами с гигиеной в Советском Союзе все было очень плохо. Причина в неналаженном быте советского человека, бедности.

Далеко не в каждом городе и поселке была вода вообще, а не разнообразие горячей и холодной. До начала 60-х годов прошлого века ванная в квартире была роскошью, а в баню люди ходили тоже не очень часто.

Что касается общежитий, то тут иногда замок с душевой снимался только раз в неделю, по «банным дням».

Страна немытых подмышек

Восклицания насчет того, что «мы делаем ракеты» ничуть не умаляли запаха немытых тел. И сегодня можно встретить людей, свято продолжающих традиции СССР, и с презрением относящихся к личной гигиене.

Но если сегодня мыться можно очень часто, то в годы СССР такой возможности не было.

В период сталинского управления большое количество людей жили в бараках, коммуналках, роскошные отдельные хоромы доставались элите, которой было не более 15% от всего населения.

А что такое рабочий барак или коммуналка? Это либо огромная квартиры «буржуев», либо общага, а то и барак коридорного типа с выделенным блоком кухней – один блок на один этаж. В квартире и общаге еще можно было найти душ, в бараке – нет. И тут либо мойся в тазике, либо ходи в баню.

О деревнях вспоминать не стоит, там свои правила – баня в субботу, в остальные дни – обтирания. Затем после 60-х наступают благословенные 70-е годы, когда в СССР появляются хрущевки. Неплохой тип квартир, но тоже с минимальными удобствами, как правило, без выделенной ванны, зато с паровым отоплением.

Иногда туалет располагался на улице, мыться – в баню.

Как результат, советские граждане не так часто принимали ванну, поэтому ходили в заношенной одежде, которая давно и прочно пропахла потом. Но так ходили все, поэтому особо в глаза никто не тыкал. Ручная стирка проводилась исключительно по выходным, в будни же снашивалась одна рубашка/майка и прочее нательное белье.

Гигиена в искусстве советских времен

Просматривая кино того времени, можно заметить, что особо гигиена никого не интересовала. Исключая детские фильмы о здоровом образе жизни, никто в кадре не моется, не стирается и не сушит кудри. Это считалось само собой разумеющимся и огласке не подвергалось.

Но есть и другой вариант, быт граждан обустраивался по мере нахождения средств. После войны было тяжело, надо налаживать мирную жизнь, потом поднимать из разрухи страну, затем напомнить всем противникам о собственном статусе, поэтому до проведения горячей воды в дома задумывались только после строительства ракет и прочих государственных дел.

В кино же все обстояло идеально. Например, работает человек в поле целый день, потом в конце смены он снова в белейшей накрахмаленной рубашке, улыбается ослепительно белыми зубами и шикарно выглядит.

Один из фильмов «Карьера Димы Горина» отлично показывает, что в шахтерских поселках на Севере, куда главный герой и отправился, не было ничего, ни ванны, ни бани, ни прочих удобств, зато полно тяжелой работы.

Но вот удивительно, все дамы с уложенными волосами, кавалеры в чистом исподнем, которое после работы остается сухим и свежим.

Ни у одного «бывшего совка» не возникло мысли о душе при просмотре фильма «Кин-Дза-Дза». На планете Плюк воды нет и не было, герои не моются никак, но и вопросов нет. То ли это потому, что не было принято в СССР говорить о гигиене, то ли потому, что все привыкли к отсутствию минимальных удобств.

Диссиденты от гигиены

Хотелось бы сказать о тех, кто придерживается правил СССР, вы хотя бы мойтесь чаще! Товаров на полках больше, средства по уходу на любой вкус и кошелек, найти горячую воду или хотя бы холодную, таз и кастрюлю тоже можно в каждом доме, квартире. Почему тогда и сегодня в летнее время нечем дышать в транспорте?

Мыться нужно чаще одного раза в неделю, чистить зубы дважды в день (минимум), а все рассказы о том, что частое мытье уничтожает защитную пленку (естественную) с тела, полная ерунда! Ну, какая защита может быть у человека, потевшего и пропылившегося за целый день. Это грязь, господа, и ее нужно смывать. И не бойтесь использовать зубную пасту, отказавшись от толченого мела, угля, соды – в пасте не так много вредного, зато она освежает дыхание.

Каждый выбирает для себя то, что лучше, но время изменилось, поэтому не стоит тянуть правила из СССР в нашу современность. Тогда и трава была зеленее и деревья больше, но живем мы сегодня, поэтому придется соответствовать всем требованиям именно нынешнего момента.

Источник: https://alkotraz.ru/novosti/neudobnaya-pravda-pro-soblyudenii-gigieny-v-sssr.html

Мыла нет, но вы держитесь: невероятные приключения советской гигиены

Неудобная правда про соблюдение гигиены в СССР

«Жить стало лучше. Жить стало веселее», — сказал в 1935 году Сталин. И чище: как минимум, по сравнению с первыми годами после революции.

Однако массового соблюдения гигиенических правил среди рабочего класса приходилось добиваться огромными затратами и нестандартными методами. Иногда комическими.

Как гигиена насильно внедрялась в быт советского человека, и зачем государство попыталось потом ее отобрать, выяснил «МИР 24».

«Не плевать на пол»

Октябрьская революция, перенос столицы и индустриализация 1930-х годов вызвали приток населения в Москву. Если в 1917 году в городе было зарегистрировано 1,8 млн человек, то в середине 1930-х население Москвы уже переваливало за 3,5 миллиона.

Тесноту в советской столице 1930-х описывал Андрей Платонов в книге «Счастливая Москва», где улица была занята таким тесным движением людей, «что казалось, здесь же происходило размножение общества».

Город не успевал строиться. Но проблема заключалось еще и в том, что «новые москвичи» заселяли город с прижившимися, сельскими представлениями о гигиене (например, мыться зимой всего один раз месяц и реже). В условиях коммунальной жизни это могло привести к антисанитарии.

Работу по гигиене в молодом государстве возглавил врач Николай Семашко, избранный в 1918 году народным комиссаром здравоохранения. При нем сформировался всеобщий гигиенический минимум, к которому следовало стремиться.

«На первом уровне для советской власти находились культура личной гигиены населения — привычка мыться с мылом, чистить зубы и не плевать на пол», – пишет историк Шейла Фицптарик.

Это может показаться странным, но в деревнях действительно часто обходились без мыла: можно было намазаться в бане золой, а потом ее смыть.

«Главными признаками второго уровня культуры были привычки спать на простынях, носить нижнее белье, есть ножом и вилкой, мыть руки перед едой и не напиваться до такой степени, чтобы пришлось прогуливать работу», – продолжает ученый.

Групповая трапеза

В 1924 году была введена норма, согласно которой на одного человека в Москве должно было полагаться 8 кв.м жилплощади. Чуть позже в Москве начинается строительство общественных столовых и «фабрик-кухонь» (Ленинградский пр-т, 7, Большая Тульская, 52) – мест, где рабочий класс должен был принимать пищу, чтобы не разбрасывать крошки по цеху или в коммуналке.

Брэнсон Деку. Фабрика-кухня №1 в Москве (Ленинградский пр-т, 7), 1931 год. 

Есть рабочих учили, пользуясь разными приборами, как в буржуазной среде. Правда, непривычных для многих тогда вилок порой не хватало. Так, на одной карикатуре журнала «Крокодил» того времени были изображены два человека, обедающие в столовой. Под карикатурой была подпись: «Приятно, что в столовой у нас появились вилки и ножи. Теперь рук мыть не надо».

Увы, этот эксперимент с общественным питанием не удался – уставшие москвичи отказывались ехать на трамвае на групповой ужин и продолжали принимать пищу на 8 кв. м., а то и в более стесненных условиях.

Экономия в штанах

«Необходимо не менее 2-3 смен белья, чтобы была возможность содержать тело в чистоте», – гласила брошюра 1926 года.

«Каждый член крестьянской семьи должен иметь, по крайней мере, две смены белья покуда одна смена носится – другая находится в стирке», – приводит предписание другой брошюры, уже 1928 года, автор монографии «Советское нижнее белье: между идеологией и повседневностью».

«Во всяком случае [менять белье следовало], не реже раза в 10 дней».

За чистотой белья было решено следить коммунами – так, в 1920-х годах белье собиралось по графику со всех жителей научных и производственных коммун и отправлялось в общую стирку. Такой метод гигиены, правда, приводил к конфликтам, потому что коммунизм еще не настал, и за общую стирку приходилось платить – из «общего кармана»

«У девчат слишком много белья, и они меняют его слишком часто, этак все на стирку проедим», – приводит жалобу мужской части одной из коммун Александр Рожков в книге «В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов».

Сохранилось и другое свидетельство, которое может вызвать ужас у брезгливого современника:

«Если ты носил только свое пальто или белье, то на языке коммунаров это называлось «отрыжкой капиталистического строя».

Как видно, эксперимент с гигиеной белья тоже долгое время не удавался.

Мыльная опера

Другое дело – мыло. Внедрение его в обиход рабочих происходило на производстве – мыло поставлялось в больших количествах в заводские душевые; наверху думали также о культуре использования мыла дома.

На производстве расклеивались агитплакаты. В селах организвоавались соревнования по чистоте. «Мойдодыр», где мыло «кусалось, как оса», издавался огромными тиражами, несмотря на классовую критику Чуковского Крупской.

Сложнее было научить пользоваться мылом жителей отдаленных регионов.

«С первого марта все женщины нашего селения начинают соревноваться: чья яранга будет самая чистая на Первое Мая», – говорилось в репортаже журнала «Советский север».

Для чукчей, эвенков и ненцев выдумывались поощрения за вымытое с мылом тело. Так, по условиям вышеозначенного конкурса, жителям Крайнего севера было необходимо:

Победитель получал советский джекпот: большой медный чайник, тазик, ложку, вилку и нож.

Несмотря на то что многие жители сельской местности «бойкотировали определенные продукты», «страдали депрессией» и продолжали плевать «за печку и под кровать», к новому средству гигиены большинство привыкло.

«До недавнего времени люди пользовались мылом только по большим праздникам; теперь с мылом моются в 87% колхозных дворов, и у 55% колхозников имеются личные полотенца», – констатировала газета «Известия» в 1934-м году.

«Большинство семей колхозников моются по меньшей мере раз в две недели», – продолжал писал об успехах советский орган печати.

Почти полный переход городского населения на мыло как средство гигиены случился в 1960-е гг., когда рабочих расселили из бараков в хрущевки, где в каждой квартире была, пусть иногда сидячая, ванна.

Мыло как панацея

Это сегодня принято голову мыть шампунем. В середине прошлого века «для мытья волос чаще всего использовалось мыло», – пишет историк культуры Ксения Гусарова. Часто оно использовалось и потому, что в отдаленных городах и райцентрах шампуни нередко становились дефицитом.

В некотором смысле советский аналог «Домостроя», книга «Домоводство», изданная в 1959 году, подробно рассказывала о процессе гигиены тела — вплоть до расписания: когда, как и сколько времени стоит уделять водным процедурам. При этом слово «шампунь» в книге не встречается ни разу – волосы ее авторы рекомендуют мыть именно мылом, а если и его нет, то желтками.

Другие заменители

Существует мнение, что дефицит был частью плановой экономики. Впрочем, даже если это не так, то именно он привел к практике, когда навязанные некогда «сверху» средства гигиены стали использоваться не по назначению.

Зубным порошком рекомендовал очищать пятна на обоях журнал «Работница». Дезинфицировать зубную щетку одеколоном в 1961 году предлагал не кто-то, а сам кремлевский дантист Алексей Дойников.

Впрочем, смекалка советского человека работала и без советов ученых. Так, многие домохозяйки стали натирать хозяйственное мыло на обыкновенной кухонной терке, чтобы полученную смесь разводить в воде и использовать в качестве порошка для одежды. Вместо крема для рук использовался глицерин, который, в отличие от первого, можно было всегда купить в аптеке.

Советские модницы, за большой редкостью гигиенической (или бесцветной) помады, использовали простой вазелин. Признаком некоторого мещанского богатства был вазелин «Норка».

Что касается интимной гигиены, то заменители рекомендовали использовать даже популярные издания. Книга «Домоводство» так пишет об этом:

«В этот период следует особенно тщательно соблюдать чистоту. Во время менструации надо два раза в день подмываться теплой кипяченой водой с мылом. Необходимо носить повязки. Делают их из ваты, обернув ее марлей, или из мягкой чистой материи».

Променять гигиену на карточки

Зачем отказывать себе в чем-то в пользу мыла, если можно совершать омовения реже? Впервые о том, что часто принимать ванну и душ вредно для организма, заговорили еще в 1930-е годы. Но тогда речь шла о жителях Крайнего Севера.

«Среди эвенков, чукчей, ненцев, которых заставили мыться с мылом, началась колоссальная смертность. Врачи разводили руками, однако довольно быстро установили, что мыло уничтожало тот природный защитный жировой слой, который всегда защищал кожу аборигенов, а теперь она оказалась беззащитной перед микроорганизмами», – писал профессор, северных экспедиций Юрий Лозовский.

Однако уже в начале 1960-х пособия по гигиене рекомендовали купать детей не несколько раз в неделю, а (уже) – не реже одного раза за тот же календарный период. Волосы рекомендовалось мыть всего один раз в три-четыре недели.

Перхоть научно-популярные издания рекомендовали удалять смесью с содержанием керосина.

Советские дачницы быстро узнали, как сохранить маникюр, копаясь на огороде, при помощи гигиенического средства – оказывается, надо было поскрести кусок хозяйственного мыла так, чтобы оно забилось по ногти – и грязь не будет попадать куда не хочется.

Правда, уже в конце 1980-х на мыло были введены талоны. И даже оно, пропагандируемое в 20-30-х годах, стало дефицитом. Но это уже другая история. Не совсем советская.

Алексей Синяков

Источник: https://mir24.tv/articles/16274681/myla-net-no-vy-derzhites-neveroyatnye-priklyucheniya-sovetskoi-gigieny

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.