Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Содержание

Как помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

В этой статье:

  • Переход из садика в садик
  • Повторная адаптация

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе. Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей.

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие. Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть практически незаметным. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения.

Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной.

Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Повторная адаптация

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима, питания… Все поменялось очень резко. Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи.

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову.

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места.

Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо.

Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом.

Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него проходит адаптация в коллективе.

Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать».

Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения.

Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми.

Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком.

Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение.

Здесь есть опасный момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя — это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем. Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста. Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее. Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему справиться со своими проблемами и переживаниями.

Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное — подготовить его к переходу в новый садик. Чтобы это не произошло вдруг, внезапно.

Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Поговорите с ребенком

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание. Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием. Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов. Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно.

Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу.

Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно.

Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая.

Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации. Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее.

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя.

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему. Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители — самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-novom-kollektive.html

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Проблема адаптации ребенка к детскому саду возникает достаточно часто. Но, к сожалению, не все родители уделяют должное внимание возникшей ситуации, а зря, ведь на кону стоит психическое здоровье малыша.

Почему детский сад вызывает у ребенка стресс?

Стресс вызывается не самим детским садом, а кардинальными изменениями в жизни малыша. Ребенок не привык делать все самостоятельно, соблюдать распорядок. Возможно, он мало общался с другими детьми, а здесь ему придется контактировать с ними постоянно.

Чужие взрослые люди будут требовать от него послушания, а это также приводит к стрессу. Внимание воспитателей сосредоточено на всех детях одинаково, и персонального внимания ребенку может недоставать.

Также у ребенка возникает множество страхов, которые могут сопровождаться плачем или даже приступами истерики. Причем, если у ребенка страхов нет, они могут появиться, увидев как «страдают» другие дети и малыш может начать лить слезы просто «за компанию». Данные страхи вполне объяснимы.

Они связаны с боязнью перемен, новыми неизвестными малышу людьми. Также истерики у чада могут возникать из-за страха быть забытым мамой в этом странном непонятном месте.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад?

Данный вопрос вызывает разногласие у родителей. Одни считают, что чем раньше – тем лучше, другие – что ребенок должен сначала достаточно вырасти и морально подготовиться. Первой позиции придерживаются многие, ведь ее нельзя назвать ошибочной.

Действительно, в раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит легче и безболезненней для малыша. Малыш будет с удовольствием посещать данное заведение, легко идти на контакт с другими ребятами и не плакать из-за того, что мама не находится все время рядом.

Но стоит учесть, что возможны проблемы с послушанием дома, ведь большую часть дня ребенок привык слушаться воспитателя.

Что нужно ребенку

  1. Самостоятельность. Для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в детском саду ему нужно научиться самостоятельности, а именно – самостоятельно кушать, ходить на горшок и, по возможности, одеваться.

    Ничего страшного если ребенок этого не умеет, ведь воспитатели будут ему помогать, но малыш будет чувствовать себя увереннее, если сможет делать все это сам.

  2. Социализация. В детском садике малышу придется много времени контактировать с остальными воспитанниками детского сада. Для некоторых детей это может стать настоящим стрессом.

    Чтобы решить эту проблему необходимо приучать малыша к обществу других детей, учить общаться и находить общий язык. Важно научить чадо делиться игрушками и не отбирать игрушки у других ребят. Чаще выходите гулять во двор, где собираются на прогулках мамы со своими детьми. Ходите в гости к людям, у которых есть ребенок-ровесник для вашего чада.

  3. Режим дня.

    Если малыш никогда не соблюдал режим, то ему будет очень сложно адаптироваться к детскому саду. Особенно сложно будет проходить утренний подъем. Поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы ребенок без проблем просыпался в то время, в которое он будет просыпаться в период детского сада. Также необходимо наладить режим питания и дневной сон.

    Если чадо не привыкло спать днем и категорически отказывается, нужно просто приучить находиться в постели в определенное время. Привыкание к режиму должно начинаться летом. Трех месяцев должно хватить для укрепления привычки рано вставать и жить по строгому распорядку дня. Главное, когда ребенок уже начал посещать детский сад не пренебрегать режимными моментами в выходные.

  4. Домашний уют. После того, как на малыша «свалилось» столько нового и непривычного, он будет находиться в состоянии стресса. Это может привести к тому, что малыш начнет капризничать. Он может вести себя слишком возбужденно или же, наоборот, практически потерять активность.

    Это естественная реакция на стрессовую ситуацию, поэтому необходимо оказать в данный период чаду повышенное внимание и родительскую ласку. Очень важно сохранять в семье спокойную атмосферу и избегать любого рода конфликтов не только с ребенком, и со всеми членами семьи.

  5. Нужно чаще показывать свою заботу малышу, обнимать его и не забывать говорить как сильно вы его любите. Также не стоит плохо отзываться о самом садике, воспитателях и воспитанниках сада в присутствии ребенка. Ваше недовольство может перерасти в детские тревоги.

    Спокойствие следует соблюдать постоянно, в том числе и когда вы по утрам ведете его в детский сад. Если ребенок плачет и не хочет идти в садик, то не нужно на него кричать. Лучше берите маленькую мягкую игрушку с собой, например мишку или плюшевого зайчика. Предварительно расскажите про него сказку, как он тоже сначала не хотела ходить в садик, но потом ему там понравилось.

    История обязательно должна заканчиваться тем, что плюшевого друга в конце всегда забирает мама. Так можно избавиться от страха быть забытым в садике.

  6. Честность. Многие родители допускают ошибку, обманывая свое чадо. Утром, приведя его в сад, они говорят, что уходят ненадолго, оставляя малыша на целый день.

    Лучше поступать с ребенком честно, сказать, что мама вернется вечером после работы. Главное убедить ребенка что он ходит в очень хороший садик, с хорошими воспитателями и ребятами, и что время разлуки пролетит очень быстро. Тогда ребенок не будет сидеть у двери и говорить, что мама обещала его скоро забрать, это поможет избежать лишних слез.

И самое главное в адаптации совсем маленьких детишек к саду – это постепенность. Начинать стоит с групп кратковременного пребывания. Но данные группы можно заменить прогулками с детишками из детского сада. Когда ребенок привыкнет к компании других ребят, можно попробовать оставлять его на несколько часов, далее на полдня. Если все обходится без истерик, то можно оставить малыша и на весь день. Главное не давить на ребенка, если он еще не готов так надолго оставаться без вашего внимания. Психическое состояние ребенка очень важно, не стоит им пренебрегать.

Источник: https://psychology-s.ru/kak-adaptirovat-rebenka-k-detskomu-sadu/

Адаптация к детскому саду. Советы родителям как помочь ребенку адаптироваться

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Дети растут быстро – это уж точно. Ваш вчерашний младенец уже является полноценным членом общества, маленьким человеком со своим характером, потребностями и привычками. И уже настало время к первым обязанностям, наступает новый и очень важный этап в жизни ребенка – детский сад.

  1. Тонкости адаптации к садику 
  1. Оптимальный возраст и базовые навыки 

Безусловно, это стресс, новое и незнакомое. Но от того, как ребенок пройдет адаптацию к детскому саду, зависит его дальнейшее пребывание в нем, отношение к садику в общем и даже психическое здоровье малыша.

 Давайте поговорим о важности привыкания к новому детсадовскому периоду в жизни ребенка, об особенностях его протекания, а также о возможных проблемах. В общем, сегодня очень интересная тема! Прежде всего, стоит разобраться в самом понятии адаптации. Если описывать это в глобальном смысле, то адаптация – постепенное привыкание к новым условиям среды.

 В нашем случае малыш вынужден адаптироваться к режиму и укладу образовательного учреждения, сменяя родные домашние стены и узкий семейный круг на шумную группу детишек и заботливую воспитательницу.

Это, безусловно, трудно для него, поэтому задача родителей – сделать так, чтобы привыкание к новому этапу в жизни и адаптация к детскому саду в целом прошла у малыша максимально безболезненно.

Почему стрессует малыш? Вспомните свои ранние годы: наверняка вы боялись остаться без мамы в магазине, пугались, когда теряли ее из виду, чувствовали себя неуютно в присутствии малознакомых взрослых, в чужом доме. Да что далеко ходить, помните ли вы свои годы в саду? А, может быть, вас переводили в новый незнакомый сад или новую школу? Ощущение полной незащищенности, все чуждо: новые стены, новые дети, новые взрослые. Все – чужое, другое, незнакомое. Это стресс. А представьте, каково такому маленькому крохе сейчас! 

Стрессовые факторы для ребенка в период адаптации: 

  • основной и главный – мамы нет рядом. Многие еще не готовы к самостоятельности в этом возрасте и предпочитают быть около близкого человека постоянно; 
  • чужие дети и взрослые, с которыми ребенок вынужден взаимодействовать и общаться; 
  • иной распорядок дня и правила, которых стоит придерживаться; 
  • теперь малыш – не центр всеобщего внимания. Детей много, а сотрудники дошкольного учреждения физически не могут уделять малышу все свое время в течение дня; 
  • большая степень самостоятельности. Хочется или нет, а приходится ухаживать за собой самому, кушать ложкой самостоятельно, проситься в туалет или справлять нужду как положено без посторонней помощи, пытаться одеваться и т.д. 

Вот почему родителям не стоит относиться к выходу в детский сад легкомысленно. Это очень ответственный момент, к которому нужно подойти со всей серьезностью и подготовить своего ребенка насколько это возможно. Тем самым вы убережете его от излишних эмоциональных потрясений, избавите от проблем себя и облегчите работу воспитателям и нянечкам. 

Различают три периода привыкания к саду: 

  • острый; 
  • умеренно острый; 
  • стабилизирующий. 

Логично предположить, что первые два периода для ребенка являются особенно тяжелыми.

 Он постоянно находится в возбужденном состоянии, тратит очень много энергии, стараясь привыкнуть к новому распорядку дня, правилам поведения в группе. 

Очень часто детки протестуют, становятся капризными, плаксивыми, не слушаются.

 Редкий малыш с удовольствием остается в саду в первые дни посещения, хорошо кушает, спит и в целом бодр и весел. 

Стабилизирующий период «расставляет все на свои места». Его окончание знаменует об успешном завершении адаптации, малыш полностью влился в коллектив и в саду чувствует себя вполне комфортно. 

Длительность периода адаптации в детском саду также строго индивидуальна у каждого конкретного малыша: кто-то уже через неделю готов остаться с воспитателем на полный день, а кто-то в течение месяца-двух постоянно плачет по маме.  

Оптимальный возраст и базовые навыки 

Период интеграции в коллектив и новый уклад жизни ребенка очень сильно зависит и от его характера, и от его навыков, которые он успел получить. Именно поэтому в России во многих регионах уже нет яслей, детки принимаются в садик с трех лет, а отпуск по уходу за ребенком у мамы тоже длится до достижения малышом трехлетнего возраста.

 

Три года – тот период, когда дети уже готовы «отпустить» маму, стремятся к самостоятельности, общению со сверстниками, владеют элементарными навыками самообслуживания, и, конечно, не находятся на грудном вскармливании, не зависят от маминой груди (!).

 Если вы часто слышите от своего карапуза: «Я сам», то будьте уверены в том, что он уже перерос так называемый «кризис трех лет» и готов быть более самостоятельным. 

Итак, адаптация пройдет легче, если: 

  • Ребенку около трех лет или чуть больше. Детки помладше все еще требуют постоянного внимания матери и во многом зависят от нее в физическом и эмоциональном плане. Долгие разлуки с близким человеком воспринимаются ребенком как предательство (мама меня бросила в садике) и очень больно «бьют» по психике ребенка и доверию к взрослым. Особенно это проявляется у тех детей, чьи мамы постоянно были с ними, не оставляли малыша с бабушками, не отлучались по своим делам на продолжительное время; 
  • Ребенок социализирован и охотно общается со сверстниками и взрослыми. Активные общительные малыши вливаются в коллектив быстрее и часто становятся «душой компании». Стеснительным и замкнутым ребятишкам будет несколько труднее, они дольше будут привыкать к новым садиковским друзьям и воспитателю; 
  • У малыша крепкий иммунитет и нет хронических заболеваний. Многим родителям известно, что детки в саду болеют часто, даже если до этого хвастались отменным здоровьем и температурили в исключительных случаях. Дошкольные учреждения – общественное место, детки сами по себе восприимчивы к различного рода вирусам и бактериям (иммунитет находится на стадии становления), плюс стресс – все это является причиной частых болезней малыша. Это нормальная ситуация, носящая временный характер. После успешной адаптации малыш будет более устойчив к инфекциям, особенно если вы его закаляете; 
  • Малыш развит по годам. Задержка общего развития, так же как и признаки одаренности – причина тяжелого течения периода адаптации ребенка в детском саду; 
  • Воспитатель нашел подход к вашему ребенку. Во многом то, как дошколенок освоится в новом коллективе, зависит от воспитателя. У вас может быть супер оснащенный и современный сад, но если руководитель группы некомпетентен и мало себе представляет свои должностные обязанности, то никаких преимуществ посещения данного ДОУ вы для себя не найдете, уж поверьте. 

Немаловажным фактором является и то, насколько ребенок в состоянии себя обслужить, что еще раз доказывает преимущество посещения ДОУ в возрасте от трех лет и старше. Маленьким «неумехам» в саду трудно, воспитатель не может уделить каждому такому несостоятельному малышу достаточно времени, чтобы удовлетворить его потребности.  

Поэтому вы должны убедиться в том (а при необходимости и научить), что малыш умеет сам: 

  • брать ложку и кушать; 
  • пить из стакана; 
  • проситься в туалет или справляться самостоятельно; 
  • попросить и объяснить взрослым, что он хочет (или если что-то не так); 
  • раздеваться (снять штанишки, трусишки, разуться) и надевать некоторые вещи (накинуть куртку, шапку, штанишки, застегнуть липучки на сандаликах и т.д.). 

Как подготовить ребенка к садику 

Важно понимать две простые вещи: адаптация ребенка в детском саду и подготовка к его посещению должны быть постепенными, ступенчатыми. Не должно быть никакой спешки, ребенок должен привыкать постепенно, не торопясь. 

  • Уже с двухлетнего возраста можно начинать объяснять малышу, что такое детский садик, почему малышам туда важно ходить. Хорошо, если есть старший ребенок-дедсадовец, можно поставить его в пример. Говорите обо всех преимуществах в исключительно положительном ключе, убедите ребенка, что в саду весело и интересно. Но меру тоже надо знать, не обещайте ему того, чего там нет и не будет, чтобы не разрушить в дальнейшем все детские представления. 
  • Закрепляйте навыки самостоятельного обслуживания ребенка, поощряйте его стремления натянуть рукавички, обуть тапочки, почистить зубы самостоятельно и без помощи взрослых. Многие детки вполне умеют орудовать столовыми приборами, но осознанно это не делают в присутствии матери или отца (бабушки и дедушки), вынуждая их кормить. По возможности, пресекайте это, но не ругайте и не наказывайте ребенка за такие «слабости».

Во время адаптационного периода при посещении дошкольного учреждения многие родители замечают, что их ребенок стал хуже разговаривать, перестал есть самостоятельно, иногда даже перестал справлять нужду в горшочек, делая это в штанишки.

Это объясняется стрессовой ситуацией для ребенка (не стоит наказывать малыша за такие инциденты, а только понять и показать всю свою любовь и заботу), и тем фактом, что ребенок может брать пример с других детей. Они могут быть младше, не уметь делать что-то, а малыш тем самым подражает им, пытается «влиться в коллектив». Это временное явление, со временем все встанет на свои места.

  • Если вы живете рядом с садом, можно приходить гулять вместе с другими детьми на улице. Проведите небольшую экскурсию, покажите интересные детские площадки на территории, расскажите, что находится внутри здания. 
  • Будет здорово, если ваш малыш имеет хороший аппетит и не отказывается от любой предложенной еды. Но на практике такие уникальные детки – редкий случай. Многие трехлетки избирательны в пище и предпочитают больше что-то красивое, сладкое, либо безукоризненно едят узкий набор блюд и продуктов. Постарайтесь приучить ребенка к меню сада заранее. 
  • Объясните, кто такой воспитатель, какова его роль и как он может помочь ребенку в случае возникновения проблемы. 
  • Поиграйте с ребенком в «детский сад»! Обычно дети к этому возрасту вполне способны придумать свой игровой сценарий и развлечь себя ролевой игрой. Вы можете присоединиться, и вместе с любимыми игрушками сыночка или дочки организовать свою ясельную группу. Это прекрасно показывает на примере режим дня в саду, роль воспитателя и няни. 
  • Поделитесь своим опытом посещения ДОУ в детстве, расскажите, что вам нравилось там больше всего, покажите свои детские фото или видеозаписи. 
  • Старайтесь социализировать ребенка, посещая кружки или детские клубы, играя на общественных детских площадках, просто приходя в гости к семьям с детьми. Навыки общения важны уже в столь юном возрасте! 
  • Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и к тому, что вас может не быть рядом. Специалисты советуют после первого дня рождения ребенка отлучаться маме хотя бы ненадолго по своим делам (например, раз в неделю). Это полезно обоим. У мамы появляется личное время, малыш привыкает к обществу других людей. 

В большинстве садов есть так называемые группы короткого пребывания, которые формируются из будущих детсадовских воспитанников. Цель таких групп – познакомить ребенка с садом, научить общаться с другими детьми и быть частью коллектива. Детки приходят на пару часов, играют, общаются, часто мамам тоже разрешают присутствовать. Уже в начале следующего учебного года их переводят в младшую группу, и они осваиваются лучше тех, кто пришел в сад «с улицы». 

Ошибки родителей 

Невозможно обойти стороной этот пункт! Многие пытаются сделать «как лучше», а выходит «как всегда». Сами того не зная, мамы и папы (а часто вместе с бабушками и дедушками) перечеркивают все своим некорректным поведением.

Важная информация для родителей, как делать НЕ нужно: 

  • «пугать садиком» за непослушание. Ни в коем случае не говорите, что оставите ребенка в саду, если он не будет слушаться. Вообще нельзя пугать детей чем-либо или кем-либо! Такие манипуляции в дальнейшем могут привести к серьезным проблемам, а вы потом будете искать, «откуда ноги растут» и почему малыш панически боится чего-то или делает что-то не так; 
  • сразу оставлять ребенка на целый день в саду. Это неправильно! Малыш еще не привык! Обговорите с воспитателем сроки перевода малыша на полный день, педагог обязательно скажет, когда ваше чадо будет готово провести в группе с утра и до вечера. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы адаптацию малыш прошел еще до вашего выхода на работу. 

Как следствие: нельзя до последнего держать ребенка дома, а потом в первый же рабочий день отвести его на весь день.

Если вы думаете, что чем дольше малыш просидит в родных стенах (напоследок, так сказать), то тем лучше для него, то вы глубоко ошибаетесь; 

  • если ребенок болен, не тащите его в сад! Как бы вам ни хотелось, придется взять больничный или попросить помощи родственников; 
  • спросите себя: готовы ли вы «отпустить» ребенка, дать ему больше самостоятельности? Некоторые родители (мамы, чаще всего), чувствуют угрызение совести, что оставляют ребенка одного в детсаду, жалеют и идут на поводу, если малыш канючит и не хочет идти, злоупотребляют долгими и эмоциональными расставаниями с утра. Нужно понимать, что такое поведение родителя только укрепляет негативное отношение к садику у малыша и напрочь убивает желание ходить туда с радостью. 

Заключение 

Во многом от вашей мудрости и грамотной тактики, уважаемые родители, зависит протекание адаптационного периода в саду у вашего ребенка. Сроки этого периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около полугода.

 

Редкие детки сталкиваются с так называемой дезадаптацией. В таком случае нужна консультация психолога или же просто время. Попробуйте отдать ребенка в сад через год.

Возможно, за это время он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей. 

В любом случае удачи вам и успехов в подготовке к садику! 

  • Получайте самые свежие мнения на почту Получить

Источник: https://LuckyMummy.ru/571-adaptacija-k-detskomu-sadu.html

Помогаем ребенку адаптироваться в детском саду

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Посещение ребенком детского сада может быть несколько затруднительно. Как правило, в первые месяцы малыши часто болеют простудными заболеваниями.

И дело здесь кроется не в наличии вируса и прочих бактерий в детском саду – ребенок просто проходит период адаптации, который может затянуться на длительное время.

Как помочь малышу быстрее справиться с привыканием к особому режиму и ежедневной разлуке с родителями.

Адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться не только заболеваниями, но и различными проявлениями стресса. Так, например, малыш может страдать от бессонницы или становится менее активным дома, поскольку в саду стесняется проявить свои эмоции и все больше не принимает участия в играх. Такое поведение очень быстро переходит и на домашнее пребывание.

Помимо всего прочего, дети могут страдать от нестабильной работы кишечника. Часто перед выходом из дома у малыша открывается диарея или рвота. В период адаптации ребенка беспокоят кошмары, и он просыпается среди ночи с плачем и криками.

Если вы все эти признаки заметили у своего малыша, значит, он тяжело переживает период такой резкой смены обстановки и ежедневного контакта с другими детьми и воспитателями.

Ему необходимо помочь, чтобы посещение детского сада не превратилось в пытку.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Специалисты утверждают, что благоприятный возраст для оформления детей в детский сад составляет от 2 до 4 лет. Но жизненные ситуации диктуют свои требования, и очень часто приходится отдавать малыша младшего возраста в детский сад.

Конечно же, в этот период тяжело приходится не только малышу, но и родителям, ведь он может вместить в себе все: от плача по утрам до серьезных вирусных заболеваний, которые возникают также на фоне общего стресса.

Например, простуда, кашель, который придется лечить.

Адаптация детей раннего возраста должна проводиться в полном соответствии с рекомендациями психологов. Здесь необходимо учитывать эмоциональное состояние и навыки вашего малыша.

Если он не готов расставаться с мамой, а это зачастую случается именно у детей младше двух лет, ему придется тяжело привыкнуть к новому месту и новым людям.

Поэтому перед принятием решения отдавать маленького ребенка в детский сад родители должны быть готовы к любым поворотам событий.

Выбор редакции:   Как защитить ребенка от выпадения из окнаПомочь ребенку адаптироваться в детском саду сможет психолог

Так, психологи и сами воспитатели отмечают, что у ребенка может возникнуть состояние протеста, и он будет отказываться от самостоятельного приема пищи или не пожелает ходить на горшок.

Если все эти навыки дома сохраняются, значит, малыш просто показывает свое недовольство в посещении детского сада. В случае, когда и дома наблюдается потеря аппетита и элементарных навыков самостоятельного обслуживания – дела обстоят хуже. Он испытывает серьезный эмоциональный стресс.

С малышом необходимо проводить беседы и стараться в форме игр вводить в новую для него среду.

Как приучить ребенка к детскому саду

Психологи выдвигают свои сроки адаптации ребенка к детскому саду.

Так, например, дети от 2 до 3 лет привыкают к новой обстановке уже через неделю, старше 3 лет – около трех недель, а вот ребята дошкольного возраста – не менее месяца.

С чем связан этот интересный парадокс? Все дело в привязанности к матери – чем старше, тем малыш более зависим от материнской любви и ласки.

Малыш не готов отпустить маму на такой длительный срок, он не научился общаться со сверстниками и с опаской воспринимает чужих взрослых.

Как приучить ребенка к детскому саду, если он не желает оказываться в новой среде. Конечно же, путем частичного разбора каждой ситуации с проецированием на детский сад и предварительной подготовки.

Также следует отметить, что гиперактивные дети в детском саду могут испытывать больший стресс, нежели эмоционально спокойные малыши.

Поэтому определенные советы психологов необходимо применять на детях всех характеров и возрастов для лучшей и быстрой адаптации в детском саду.

Выбор редакции:   Когда можно сажать ребёнка

Режим дня

Первое, на что следует обратить внимание – это режим дня малыша. Зачастую причиной длительной адаптации становится именно «несовпадение» установленного дома графика с режимом дня в садике. Перед началом посещения введите дома режим расписание детского сада. Делать это лучше за месяц-полтора.

Детский режим ребенка, установленный в дошкольном учреждении, составлен педиатрами и неврологами, поэтому вы можете узнать его у врачей. Для лучшей убедительности обратитесь в детский сад и начинайте жить по-новому.

Сон в детском саду очень важен

Проследите за тем, сколько ребенок спит ночью.

Малыши должны спать 10 часов в период ночного времени и два часа днем, а максимальное время для игр и бодрствования не должно быть более 6 часов. Хроническое недосыпание у детей приведет к вялости, апатии, потери внимания, нервозности, агрессии и плаксивости.

Родители могут заметить потерю аппетита или желудочно-кишечные расстройства. Все перечисленные последствия приведут к затяжному адаптационному периоду.

Просыпаемся

Чтобы малыш хорошо себя чувствовал днем, ему необходимо проснуться «вовремя». Многие родители будят ребенка непосредственно перед сборами в детский сад. Такое действие может привести к переживанию. Он будет плакать и капризничать. Будите маленького за 10-15 минут до сборов, чтобы он мог спокойно проснуться в постели, а не в прихожей в полном одеянии.

Время обеда

Малышу будет легче адаптироваться в детском саду, если он будет чувствовать себя комфортно. Уделите внимание приему пищи. В дошкольном учреждении на обед отводится полчаса. Усаживайте ребенка за общий обеденный стол, пусть он кушает самостоятельно. Вычислите время, за которое ребенок управился с порцией, и «оттачивайте мастерство».

Отсутствие дополнительных нагрузок

Ни в коем случае не подвергайте малыша дополнительным впечатлениям. В период адаптации старайтесь не ходить куда-либо с малышом: в гости, в развлекательные центры, а также не стоит приглашать гостей к себе. Ребенок возбудим общением в детском саду, а такие дополнительные эмоции могут только усугубить ситуацию, в результате чего малыш будет беспокойно спать, и капризничать утром.

Выбор редакции:   Слинг с кольцами: как носить малыша

Не переживайте, если малыш сразу же по приходу домой засыпает и спит полноценно до утра. В этот период он тратит много энергии, поэтому такое поведение считается нормальным. Возможно, малыш плохо спит в детском саду в период тихого часа.

Также не вводите ребенку новые нововведения: не начинайте делать дома ремонт, не записывайте детей в дополнительный кружок. Придя домой, поговорите с крохой. Пусть он расскажет вам обо всем, что произошло в детском саду.

В период адаптации малышу крайне важно выговориться.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Задача родителей – это помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Здесь необходимо соблюдать следующие правила.

Малыш целиком принимает на себя ваше эмоциональное состояние по поводу детского сада. Если вы будете говорить только о хорошем и придумаете несколько веских аргументов в пользу дошкольного учреждения, адаптация пройдет гораздо быстрее. Не переусердствуйте в идеализации посещения детского сада.

Ни в коем случае не надо говорить малышу, что детсад – это работа.

Мотивируйте каждый поход – говорите, что его ждут там игрушки, друзья, воспитатель, что они скучают и хотят играть.

Не делайте перерывов в посещении.

Придумайте ритуал прощания с малышом. Никогда не уходите неожиданно и незаметно.

Гордитесь за кроху, что он стал таким большим и самостоятельным.

Объясните ребенку и научите брать только те игрушки, которыми ему будет не жалко поделиться с ребятами на улице и в детском саду.

Никогда при ребенке не обсуждайте и не осуждайте систему дошкольного образования и воспитателя.

Помните, что в первую очередь вы должны подготовить к садику себя, а уже потом заниматься ребенком. От вашего эмоционального состояния, желания и усердия напрямую зависит период адаптации.

Источник: https://womee.ru/pomoshch-pri-adaptacii-rebenka-v-detskom-sadu/

4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.

Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

 

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик.

Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

 

Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы»

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением.

Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре.

А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит.

Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете.

И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять.

И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду.

Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.

 

Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи.

Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке.

Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия.

Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.

 

Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано.

Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни.

Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление».

Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим.

Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

 

Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке.

Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным.

Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
 

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих бесплатных обучающих видеоуроков «Как быстро и легко подготовить ребенка к детскому саду»

Чтобы получить эти уроки >> перейдите по этой ссылке.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

Источник: http://ipsyholog.ru/4-oshibki-roditelej-pri-adaptacii-rebenka-v-detskom-sadu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.